Уроки икебаны. Эстетические категории ваби, саби, юген

Вы здесь

Икебана - это искусство составления композиций, которые не только показывают красоту геометрических форм и сочетания цвета, но и несут в себе глубокий философский смысл, выражают эстетику и мироощущение японцев. При составлении икебаны существует три основных правила, которым следуют японские мастера. Первое - это треугольная форма композиции. При этом все элементы икебаны располагают ассиметрично. Второе - пропорции композиции зависят от размера сосуда (его высоты или диаметра). Третье - сосуд должен быть однотонным и гармонировать с используемым в композиции материалом. Ознакомление с цветочными композициями японских мастеров позволяет нам извлечь полезные уроки, которыми необходимо пользоваться на практике.

1. Все композиции строятся на выявлении у растений красивых линий.

2. Установка основных линий под различными углами к вертикали создает необходимое "внутреннее напряжение" в композиции, наполняет ее динамизмом.

3. Цветы помещают в центре внимания композиции, что позволяет подчеркнуть их красоту, придать им значение важнейшего компонента.

4. Искусственное изгибание стеблей и ветвей помогает усилить или создать в композиции красивые линии.

5. Использование наколок упрощает фиксацию растений в желаемом положении и в ряде случаев оказывается более удобным, чем флористическая пена (или "оазис").

6. Икебана использует совмещение двух одинарных компоновок для получения нового эффекта сложной композиции.

7. Подавляющее количество компоновок исходит из одного основания, но допускается использование двух и более оснований.

8. Современный свободный стиль, появившийся под влиянием Запада, допускает использование любых растений в любых сочетаниях с непременным условием достижения красоты в композиции.

9. Каждая композиция должна отвечать своему назначению.

В наше время вновь приобрели значение понятия мерил красоты: ваби, саби, юген. Эти эстетические категории играют важную роль во всей традиционной японской культуре.

Ваби - красиво то, что обыденно и просто. Поиск прекрасного в окружающей нас будничной жизни. Умение видеть в малом большое. Это красота простого, безыскусного, красота несовершенного, асимметричного, красота строгих, ясно очерченных форм.

Саби - гармоничное слияние изысканного и простого, лаконизм и приглушенность красок, отсутствие всего нарочитого. Саби ассоциируется с архаичностью и подлинностью. Противоположность саби - цуя, т.е. красота, бьющая в глаза, выставленная напоказ. Она лишена прелести поиска, открытия, тихого наслаждения ею.

Юген - тайна искусства в прелести недосказанного, смысл, подсказанный лишь намеком. Красота, ускользающая и полная значения, вызывающая чувство радости и томительной грусти. Это выражение идеи о вечном развитии мира, о вечном стремлении к совершенству. Совершенствование - прекрасней самого совершенства.

В заключение приведем поэтическое описание создания икебаны поэтессы Маргариты Алигер:

Берёт японец ветку вишни

В жемчужно-розовом цвету,

Срезает всё, что видит лишним,

Что нарушает красоту.

И острый нож кромсает, мучит

Живую зелень, нежный цвет,

Но он становится всё лучше,

Неповторимей тот букет.

Он - как японская картина,

Он - словно утренний рассвет:

Светло, и ярко, и едино,

И лишних красок в гамме нет.