Икебана. Что такое икебана? Принципы составления икебаны

Вы здесь

Что такое икебана (икэбана)? Слово «икебана» обычно переводится как «японское искусство аранжировки цветов». Но икебана может включать в себя не только свежесрезанные цветы или ветки цветов, но также виноград, листья, травы, ягоды, фрукты, семена и соцветия, засушенные цветы и травы, а также искусственные растения и муляжи. На самом деле, любое натуральное вещество может быть использовано в современной икебане – древесина, сизаль, рафия, а также стекло, металл, керамика и пластик.

Икебана имеет свой символический язык, а использование природных материалов, цветов и ветвей является неотъемлемой частью творения. Все имеет значение – и сосуд, в котором составляется композиция, и сочетание материалов, и цвет, и форма.

Для обучения основам композиции в стиле икебана целесообразно использовать богатейший опыт, накопленный японскими педагогами. В настоящее время в Японии около трех тысяч школ обучают искусству икебаны. Самые известные из них – это школы Согэцу, Охара и Икэнобо. Каждая школа имеет свои отличительные особенности. Базируются они не столько на эстетических принципах и научных основах, сколько на формальных приемах, соотношениях, правилах.

Основные заповеди Софу Тесигахара, основателя школы Согэцу:

1. Красивые цветы еще не есть красивая икэбана. Цветы покажут свою красоту только после того, как их соответствующим образом поставят. 

2. Правильная икебана соответствует времени (сезону) и случаю, по которому она делается.

3. Дух икэбаны не стареет, но каждый делает композицию по-своему.

4. Даже в одном цветке и в одной ветке должна быть отражена великая природа.

5. Делая композицию, надо в душе поговорить с цветами.

6. Приступайте к составлению композиции, не боясь результатов.

7. Составлять композицию нужно с соответствующим настроением, спокойно и внимательно.

8. В диаграмме (схеме) собран весь нужный опыт.

9. У основных форм имеется много вариантов.

10. Свободное творчество возникает после овладения основной формой композиции и ее вариантами.

11. Порядок практики такой: сначала надо практиковаться в низкой вазе (морибана), потом в высокой вазе (нагэирэ). Элементы син, соэ – из веток дерева, элемент хикае – из цветов и травы.

12. Чем глубже человек постигает искусство икебаны, тем внимательнее он должен быть перед составлением композиции (очистить ветки, цветы) и после ее готовности привести рабочее место в порядок.

13. Надо бережно относится к материалу, но не следует бояться отрезать нижние ветки, листья, цветы во имя красоты композиции.

14. Научитесь фиксировать материал так, чтобы некрасивая обратная сторона листа не была видна. Обратите внимание на то, чтобы основание было красивым и законченным.

15. Во время составления композиции нельзя близко рассматривать свою работу.

16. Не обращайте внимание на количество цветов и веток (четное, нечетное), самое главное – гармония и баланс.

17. В составлении композиции в высокой вазе надо практиковаться так же, как и в составлении композиции в низкой вазе.

18. Составление композиции без вазы и употребление искусственного материала надо изучать специально.

19. Муки творчества составителя композиции не видны со стороны. В зависимости от материала линии могут быть четкими, получеткими и плавными (расплывчатыми).

20. Икэбана – это не только картина, но и музыка, и скульптура.

21. Выбирайте в качестве ваз то, что будет выглядеть красиво, когда в него поставите цветы и ветки.

22. Сначала подберите гармонирующие друг с другом вазу и материалы; сделав композицию, подберите под нее подходящее место – это расширит гармонию.

23. Подлинная красота рождается из гармонии с ее окружающей обстановкой.

24. Композиция должна быть повернута в ту сторону, откуда она лучше обозревается.

25. Красивой композицию делают площадка, на которой она стоит, подставка, песок и камешки.

26. Композиции составляют с учетом значения цветов и колера. Они могут быть сделаны для официальных церемоний, будничного или праздничного украшения квартиры, для свадьбы или годовщины торжественного события.

27. Для цветов ветер опаснее, чем отсутствие воды.

28. Увядшие ветви и цветы оживут, если концы их стеблей подрезать ножницами в воде.

29. Делая композиции, обратите внимание на то, чтобы листья и цветы не накладывались один на другой (задние срежьте), а также чтобы в ней был акцент. Он отсутствует, когда элементы слишком пропорционально, равномерно расставлены в вазе или есть два или три одинаковых по силе (размеру) цветовых пятна.

30. Запомните: если главный элемент композиции – цветы и ветки, ваза должна быть скромной, если ваза, то скромными должны быть растения.

31. Композиция получится невыразительной, если между главными элементами будет одинаковое расстояние или в одном из них (например, хикаэ и его дзюси) цветы окажутся на одинаковом расстоянии один от другого – это создает впечатление монотонности. Кроме того, впечатление силы, создаваемое главными элементами, не должно быть одинаковым. Это и есть акцент, который придает композиции выразительность.

32. Постарайтесь найти гармонию материала, вазы и места установки.

33. Используйте вдохновение для составления композиции неожиданных форм и ищите необычный материал, который Вам подскажет тему аранжировки.

34. Четыре основных правила для творчества:

- новизна (форма композиции, материал, цвет);

- динамичность (линия);

- пропорциональность;

- гармония.

35. Совершенная композиция должна быть безукоризненной в трех отношениях: линии, цвета, сгустка (пучка) цветов, веток.

36. Глазу, руке и сердцу составителя композиции не следует быть в плену у правил.